Ср. Окт 16th, 2019

=Крым=

полурстров сегодня

Почему первый общественный транспорт не пользовался популярностью у крымчан?

Почему первый общественный транспорт не пользовался популярностью у крымчан?

В феврале 1896 года в журнале «Самокат» было опубликовано прелюбопытное сообщение. В нём значилось, что представитель технического торгового дома «Еленковский и К°» подал прошение местному губернатору о разрешении установить правильное (читай регулярное) пассажирское сообщение между Ялтой и Симферополем в дилижансах с керосиновым двигателем. Фактически это были бы первые междугородные автобусные рейсы во всей Российской империи, сообщает издание «Крымская газета».

«Первый предназначенный для этой цели восьмиместный экипаж под названием «Боец № 1», заказанный в Париже, будет доставлен в Ялту в начале текущего года. Данный экипаж не будет производить дыма, пара или резкого шума; он поворотлив, имеет задний ход и два механических тормоза, дающих возможность моментальной остановки на полном ходу. Скорость движения экипажа предполагается не свыше 16 вёрст в час на ровных и открытых местах. Экипажем будет управлять один механик», – гордо сообщал «Самокат».

Расстояние между городами – 86 вёрст. Несложно подсчитать, что путешествие из пункта А в пункт Б заняло бы 5-6 часов, и это без учёта сложного горного рельефа, из-за которого время в пути неизбежно растягивалось ещё на несколько часов.

Стоит отметить, что тогдашний министр путей сообщения России князь Михаил Хилков был ярым приверженцем автомобилизации страны. Чуть позже (в 1901 году) он лично пересёк Кавказский хребет на автомобиле, преодолев 200 вёрст. По этой причине возглавляемое им ведомство идею запуска механических экипажей по маршруту Ялта – Симферополь с готовностью поддержало. Впрочем, данный проект так и не был реализован.

От Ялты до Евпатории

Тем не менее развитие автобусного сообщения на юге России, в том числе и в Крыму, постепенно набирало обороты. Поддержал начинание и император, который 20 января 1904 года дал согласие на создание автомобильного сообщения по всему черноморскому побережью за счёт казны. Впрочем, очень скоро сам Хилков предложил передать пассажироперевозки в руки частников в связи с необходимостью экономии средств на нужды армии (в это время разразилась русско-японская война). Разумеется, без господдержки всё же не обошлось. К примеру, предпринимателю, рискнувшему организовать сообщение между Новороссийском и Сухуми, предоставлялось исключительное право на 12 лет с выдачей денежной субсидии 70 тысяч рублей ежегодно. Так Крым и утратил шанс стать пионером в этой сфере.

Тем не менее уже в июле 1906 года было позволено открыть автомобильное сообщение по Алушто-Симферопольскому и Южнобережному шоссе. Кстати, даже тогда существовали скоростные ограничения – транспортным средствам было запрещено разгоняться более 15 вёрст в час. А в 1907-1908 годах было организовано достаточно оживлённое для своего времени движение по маршрутам Ялта – Симферополь и Симферополь – Евпатория. Очень скоро открылось и почтово-автомобильное сообщение между Ялтой и Севастополем.

Стоит отметить, что первые междугородные автобусы особым спросом не пользовались. Причины тому – частые поломки и довольно высокие цены на проезд. По этой причине многие путешественники по старинке предпочитали проверенные и более надёжные, по их мнению, повозки и почтовые кареты. Впрочем, со временем ситуация менялась. Если в 1906 году извозом занимались всего на двух автомобилях, то уже в 1909-м на крымских дорогах курсировали двадцатиместный автобус и восемь автомобилей.