Ср. Окт 16th, 2019

=Крым=

полурстров сегодня

Необходима ли цензура в культуре?

Необходима ли цензура в культуре?

Театральный год в России не обошёлся без возмущения общественности. Ещё не улеглось негодование от постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске, обсуждения творчества Кирилла Серебреникова, и вновь новая провокация силами псковского Театра драмы им А .С. Пушкина. При этом раз за разом возникает вопрос: необходима ли цензура в сфере культуры, как следует обращаться с классическими произведениями? «Крымская газета» узнала мнение об этом у крымских и российских деятелей искусства, сообщает издание «Крымская газета».

Должна быть ответственность

Генеральный директор театра Свердловский театр музыкальной комедии Михаил Сафронов:

– В нашем театре принципиально есть одна позиция, а началась она со второго нашего художественного руководителя: мы ниже пояса не шутим. Не о том шутить надо! По этой причине это закон для театра. Нам не надо, чтобы кто-то запрещал, навязывал – это просто идёт от сознания руководителей. И правильно, когда руководителей снимают с работы за такие пошлые вещи. Для этого и есть руководство, которое должно отвечать.

Я придерживаюсь точки зрения, что надо принимать на себя ответственность, когда ты берёшь в производство материал, который должен возвышать человеческую душу, а не издеваться. Сейчас есть вещи возрастные, когда порой начинают над стариками издеваться. Идёшь в театр и видишь, почему эта краска добавлена: показать ничтожность старости. А её надо в радость превращать, иначе жить ещё труднее будет.

– но с чем это связано? Это от огромного количества антреприз?                

– Я просто уверен – от отсутствия человеческой ответственности. Частный театр, если бы он знал, что будет наказан, или его расформируют, или он ответит за результат своего труда, вёл себя по-другому. А он не отвечает. Он сбыл спектакль – зал набить, а вот морально… У нас и органов (соответствующих. – Ред.) нет. Только когда криминалом попахивает, или наркоманией, или пропаганда какого-то насилия, а так нет этого сегодня. Может, не надо этой цензуры, но ответственность человеческая должна быть всегда. Всё равно руководителей назначает администрация, если даже сами рождаются новые театры, то всё равно они не имеют возможность существовать вне этого поля.

Деньги в голове

Народный артист России, актёр Владимирского академического театра драмы Николай Горохов:

– Я помню, что один из великих людей говорил: какой корм положите, такие животные к нему и прибудут. Не хочу никого обидеть. Но это хорошо оплачиваемо. Я разговаривал с американскими известными голливудскими артистами, они вынуждены показывать такой мусор. Они рассказывают, что им за это очень хорошо платят.

Сегодня не особо платят за высокую меру, за высокое пространство в искусстве, к сожалению. Остаются люди, которые призваны это делать. Мы всё-таки понимаем, что русский театр должен иметь некую другую функцию, и мы это делаем. Нам в этом плане сложнее, но мы видим благодарного зрителя.

Я думаю, что всё это пройдёт. Это сейчас дань времени, дань сегодняшним деньгам, которые не пахнут, как говорится.

Не подменять классику

Директор Севастопольского театра юного зрителя Андрей Маймусов:

– Если вы берёте классическое произведение, то, разумеется, необходимо вчитаться в него грамотно. Не поверхностно брать историю и говорить, что это по мотивам, а всё-таки показать суть, которую автор желал вложить, какая мораль из всего этого следует. Классика на то и классика, что созвучна любому времени. Её можно поставить и в наше время и подумать, что это очень современно.

Федеральная программа, где мы участвуем, называется «Культура малой родины». В рамках этого проекта есть направление «Театры – детям». В рамках нашего субъекта – Севастополя – мы являемся получателями субсидии и осуществляем постановку спектаклей по русской классике. В феврале поставили «Олесю» Куприна, выпустили в мае «Обломова». Ещё есть «Малахитовая шкатулка» по Бажову… данные спектакли сейчас – локомотивы в репертуаре театра, поскольку привлекают внимание. Это такая точка пересечения с Министерством образования – школьная программа для учеников. Но она вызывает интерес и у вечерней публики…

Спектакль «Ася» поставлен к 200-летию Ивана Тургенева. Отклик такой у публики, многие выходят со слезами на глазах. Очень редко ставят это произведение. А оно, если сказать современным языком, зашло.

В прошлом году организация Севастополя «Родительский комитет», посмотрев наши спектакли, выдали сертификат «Безопасная информационная среда». Это всё под патронатом Правительства Российской Федерации, они вводят такую практику и дают рекомендации.