«На все случаи жизни!»


Многофункциональные центры, оказывающие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), начали открываться в России еще в 2010 году. В последние 3 года этот процесс пошел особенно активно. По информации Министерства экономического развития, сегодня в стране действуют более 2,5 тысячи центров и более 10 тысяч офисов МФЦ. Сеть уже охватила не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Уже почти два года действует сеть многофункциональных центров и в Крыму. Такие центры успели открыться в Симферополе, Бахчисарае, Джанкое, Ялте, Евпатории, Феодосии, Судаке, Саках, Красноперекопске, в некоторых районных центрах полуострова. Очередным населенным пунктом, где появился МФЦ, стала Алушта. Торжественное открытие центра «Мои документы» состоялось 16 сентября.

На открытии Алуштинского МФЦ присутствовали глава муниципалитета Галина Огнева, глава городской администрации Игорь Сотов, директор Центра Ольга Макарова. Участником торжественного события стал и заместитель Председателя Совета министров Крыма, министр внутренней политики, информации и связи РК Дмитрий Полонский.

– Для нас это знаменательное событие, ведь Алушта оставалась, пожалуй, единственным крупным городом Республики Крым, в котором еще не было многофункционального центра, – сказал Дмитрий Полонский. – Очень удобное его расположение в Алуште, людям далеко не надо ходить. При этом, мы намерены в скором будущем построить здесь, на уже отведенном участке, отдельно стоящий полноценный Многофункциональный центр.

– Этот Центр будет именно тем местом, которое поможет алуштинцам в получении всех необходимых документов, – уверена Галина Огнева. – Его давно ждали, и, наконец, сегодня он начинает работу.

Что такое МФЦ?

Проект этот создавался с целью упростить россиянам доступ к услугам властных органов, которые могут понадобиться в той или иной жизненной ситуации. Разветвленная система центров позволяет гражданину получить услугу неподалеку от места его проживания и без очередей. Кроме того, со своей проблемой он идет не к суровому чиновнику, а к дружелюбному сотруднику в многофункциональный центр. В результате экономится не только время, но и нервы, ведь никто из нас не любит ходить по инстанциям.

Наиболее частыми проблемами, с которыми сталкиваются люди при обращении в «официальные инстанции», являются очереди, необходимость обращаться повторно и представлять, порой, объемный пакет документов, который еще надо собрать, посетив другие инстанции. А, кроме того, простому посетителю сложно понять и запомнить, как работает каждое из официальных учреждений.

Решить все эти проблемы и призвана служба «одного окна». Теперь человеку не нужно обивать пороги нескольких учреждений, поскольку все вопросы решаются в одном месте — в МФЦ. Адреса, телефоны и режим работы центров можно найти на их официальных сайтах и на порталах государственных услуг каждого региона.

Куда обратиться через «единое окно»

В функции Алуштинского МФЦ пока входит организация получения некоторых услуг, осуществляемых органами МВД и Федеральной налоговой службы, Федеральной службой судебных приставов, Фондом социального страхования, службой по надзору в сфере защиты прав потребителей, министерством курортов и туризма Крыма. Всего таких услуг сейчас насчитывается 18. В будущем, обещают в руководстве республики и муниципалитета, их количество будет ощутимо расти. По опыту работы МФЦ в других регионах России, в скором времени можно ожидать здесь и предоставления таких услуг, как услуги ЗАГСа, Росреестра, Росимущества.

Кроме того, региональные органы исполнительной власти и муниципалитеты могут предоставлять через МФЦ госуслуги, перечень которых насчитывает более 70 наименований. Они включают широкий набор услуг в сфере семьи и детства: постановку в очередь на место в детском саду, решение вопросов усыновления детей, начисление льгот и прочие меры поддержки многодетных семей. Помимо этого, можно передать через МФЦ показания приборов учета воды и электричества, встать на учет на биржу труда, инициировать процесс выдачи разрешения на строительство или перепланировку квартиры и получить еще массу разнообразных услуг. Некоторые МФЦ России оказывают содействие в получении лицензий, разрешения на установку рекламных конструкций, охотничьего билета и так далее.

Как это работает?

Служба «одного окна» подразумевает, что услуги государственных органов всех уровней — федерального, регионального и муниципального — оказываются в одном месте. При этом многофункциональные центры и ведомства взаимодействуют между собой на основе заключенных соглашений. Они охватывают порядок обмена документами и информацией, предельные сроки для выполнения процедур и ответственность всех участников процесса.

На практике это работает очень просто — человек обращается со своей проблемой в центр, как к посреднику. Самый банальный пример — посетителю необходимы услуги «паспортного стола» (понадобилась выписка из домовой книги или какая-то аналогичная справка). МФЦ через информационную систему обращается в соответствующий орган, вводит данные клиента и формирует необходимый документ. Другой распространенный пример — оформление регистрации. При этом, конечно, одним посещением не обойдешься. МФЦ принимает документ гражданина и передает его в соответствующее подразделение Миграционной службы, где и осуществляется регистрация. В установленный срок документ передается обратно в МФЦ, откуда гражданин может его забрать. Обратившись в многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг за «пропиской», человек примерно через неделю получает результат, при этом он освобожден от необходимости посещать органы ФМС лично.

Наш, алуштинский многофункциональный центр только начал свою работу, и самым первым клиентом оказалась автор этих строк. Помочь заказать справку об отсутствии судимости мне вызвались директор Центра Ольга Макарова и министр Дмитрий Полонский. Сначала через терминал меня зарегистрировали, как посетителя. В талоне регистрации уже было указано время приема, номер очереди и номер окна, в которое необходимо обратиться. После нехитрой процедуры копирования паспорта, ответа на несколько вопросов мне выдали извещение, в котором было указано, что необходимую справку я получу ровно через месяц. Вот так – без очередей, уплаты денег и прочей нервотрепки! Это ли не сказка?

МФЦ меняет имя

Сейчас система многофункциональных центров носит название «Мои документы». Под этим именем теперь открываются новые офисы и функционируют старые. Обновленная служба «одного окна» работает под девизом «На все случаи жизни». Куратор проекта Минэкономразвития разработало единый стандарт предоставления услуг для всех центров и офисов страны, в каких бы регионах они ни находились. В ведомстве говорят, что ставят себе цель сделать по-настоящему дружелюбный и ориентированный на клиента сервис, который мог бы стать надежным помощником человека в процессе общения с государственными структурами и облегчить получение самых разных документов.

…В Алуштинском МФЦ пока работают пять окон, но скоро их количество обещают довести до девяти. И на этом дело не закончится.

– Вначале, по порядку, мы открываем один большой многофункциональный центр, а затем, вслед за этим – территориально обособленные его структурные подразделения, – разъяснил министр внутренней политики, информации и связи. – Их в Алуште должно быть шесть. Они открываются сразу же вслед за открытием головного МФЦ. Все помещения для них уже подобраны, набран штат сотрудников. Так что через некоторое время сеть МФЦ развернется на территории всей Большой Алушты.

Планы на будущее

Сегодня функции МФЦ постоянно расширяются. В планах Минэкономразвития постепенно внедрить полное сопровождение человека на протяжении всей его жизни. А, точнее, в следующих жизненных ситуациях:

при рождении ребенка;

при изменении семейного положения – свадьбе или разводе;

при изменении имени или фамилии;

при смене места жительства или пребывания;

при открытии своего дела (регистрации ИП);

при оформлении земельного участка, строительстве дома или покупке квартиры;

при необходимости восстановить документы из-за их утраты;

при выходе на пенсию;

при смерти близкого человека и во многих других случаях.

Это те моменты в жизни, когда человеку особенно важно не отвлекаться на «бумажные» дела, а как можно быстрее заняться решением сложившейся ситуации. Если планам ведомства суждено сбыться, то, возможно, не за горами время, когда рядовой россиянин за свою жизнь так и не повстречает ни одного чиновника!

Елена ОДИНЦОВА Фото автора и пресс-служба Совмина Крыма Газета «Алуштинский вестник», №38 (1321) от 29.09.2018




Adblock detector