Крымские караимы поссорились из-за наследия предков

Среди представителей одного из самых немногочисленных народов Украины — крымских караимов — возникли разногласия по вопросу принадлежности построенных их предками религиозных храмов. 

Крымские караимы поссорились из-за наследия предков

На здании симферопольской кенассы под пятиконечной звездой проступают следы звезды Давида

На прошлой неделе о своих правах на симферопольскую кенассу и здание караимского духовного училища в Евпатории заявила малоизвестная религиозная община «Карайлар», которую возглавляет бывший пресс-секретарь первого и последнего президента Крыма Юрия Мешкова и собкор московской «Независимой газеты» Вячеслав Лебедев. Представители общины пришли на прием к заместителю председателя Верховного Совета Крыма Григорию Иоффе и попросили оказать содействие в развитии караимской культуры, а именно — возврате здания кенассы (молитвенного дома) в Симферополе, где сейчас находится радиодом гостелерадиокомпании «Крым», и здания караимского духовного училища в Евпатории, где в настоящее время расположен детский театр «Золотой ключик».

По информации пресс-центра Верховного Совета Крыма, в ответ Иоффе сообщил, что на сегодняшний день «приняты все необходимые решения по возврату кенассы в Симферополе, однако вопрос решается крайне медленно из-за отсутствия государственного финансирования». «Я убежден, что этот вопрос решится, он не забыт и находится на постоянном контроле крымской власти», — заверил вице-спикер парламента автономии.

Говоря о возврате здания караимского духовного училища в Евпатории, Иоффе призвал проявить в этом вопросе «мудрость и взвешенность, чтобы не пошатнуть межнациональное согласие в автономии». «Необходимо искать взаимоприемлемые варианты, чтобы в результате никому не навредить», — сказал вице-спикер.

Претензии Лебедева и его сторонников на наследие предков вызвали возмущение у других караимских организаций. Так, этно-культурный центр «Кале», близкий к Всеукраинской ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар», назвал членов общины «Карайлар» «самозванцами».

«Надо сказать, что аппетит этих аферистов не маленький, учитывая и то обстоятельство, что об этой «общине» никто из караимов ничего не слышал», — заявили в центре «Кале». Там также напомнили, что здание духовного училища в Евпатории до революции принадлежало Таврическому и Одесскому Караимскому Духовному Правлению. «На сегодняшний день Духовное управление религиозных общин караимов Украины является законным его правопреемником», — отметили в центре «Кале».

Что касается Симферопольской кенассы, то, по мнению авторов заявления, единственным ее законным правонаследником является самая крупная в Украине симферопольская религиозная караимская община «Чолпан», о чем свидетельствуют соответствующие решения правительства Крыма. «Всевозможные спекуляции на эту тему являются провокативными», — подчеркнули в этно-культурном центре «Кале».

Напомним, симферопольская кенасса — культовое сооружение (молитвенный дом) караимов в Симферополе, памятник архитектуры конца XIX века. Это здание было построено на улице Караимской, рядом со старым зданием кенассы в 1891-1896 годах по причине увеличения численности караимской общины. С 1936 года в здании находится редакция радиовещания ГТРК «Крым».

Духовное управление крымских караимов совместно с религиозными караимскими общинами уже длительное время добивается возврата кенасс в Симферополе, Севастополе, Киеве, Бердянске, а также Александровского духовного училища в г. Евпатории. Около трех лет назад занимавший на тот момент должность председателя Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко пообещал, что уже к концу 2009 года здание симферопольской кенассы будет передано караимской общине. Для этого Кабинет Министров Украины даже выделил 3 млн. гривен на перевод радиоредакции в отремонтированные помещения ГТРК «Крым». Однако из здания кенассы по сей день доносятся не молитвы караимов, а позывные государственной радиостанции.

Источник: crimea24.info

Adblock detector