Коммунист Татьяна Павлова о новом бюджете Костромской области

Коммунист Татьяна Павлова о новом бюджете Костромской области

При драконовских размерах податей с регионов России в пользу центра каждая область, но, безмерно рада каждой подачке сверху. В середине ноября Костромская область получила из федерального бюджета более 6,9 млрд рублей бюджетных кредитов под 0,1 процентов годовых, вследствие чего, говорят, получится дополнительно направить на развитие региона порядка 1,2 млрд рублей. К тому же собственные доходы области выросли за 10 месяцев на 11,2%: в экономику региона поступило на 1,3 млрд рублей больше, чем за аналогичный промежуток времени прошедшего года. В целом, областные власти воодушевлены и бодро вещают об этом с экранов.
Правда, расходы увеличиваются ещё быстрее. Так, сумма доходов увеличилась на 2,76 млрд. рублей, а расходов — на 3,84 млрд. Областные парламентарии внесли ноябрьские поправки в бюджет 2017 года. Между тем, парламент приступил и к обсуждению бюджета на 2018-2020 годы.

Как положено, главный финансовый документ области вынесли на публичные обсуждения. В них участвовали главы поселений, местные парламентарии, профсоюзы, общественные организации, отдельные активисты. В этом году обсуждение получилось довольно насыщенным, вопреки планам уложиться в час-полтора (согласно повестке).

Звучали переживания по поводу зарплаты учителей и школьных автобусов, расселения из аварийного жилья и расходов муниципалитетов на ЖКХ, по чистой воде в поселениях, по индексациям мер соцподдержки.

Специалисты от образования беспокоятся – зарплата учителей слишком мала в своей минималке, но слишком высок разброс по стимулирующим выплатам; надо повысить объём базового оклада (более 60%), а уж остальное – по стимулированию. Парламентарии прислушались, но наперебой обсуждать это никто не стал. Единственно, что отметили — должностные оклады госслужащих планируется увеличить в 1,04 раза с 1 января 2018 года, как и по всей стране.

Надо отметить, что местные власти стесняются, что ли, открыто просить у областных властей поддержку на свои города и сёла. При этом надо тогда отметить смелость главы Островского района, женщины, которая указала на нехватку в районе школьных автобусов. Парламентарии сразу сдались – ей первой обещан новый школьный автобус. Взрослая женщина, глава, чуть не запрыгала от радости (в самом добром и хорошем смысле): не избалованы у нас провинциальные главы. Теперь вот главы городов жалуются на то, что на их плечи сваливают ещё и расходы на ЖКХ. К тому же в нашей старой губернии полно и старых домов, которые давно просятся не то что под реновацию, просто под снос. Можно добавить, что показатель продолжительности жизни является первым в числе 24-ти, утверждённых 16 ноября для оценки деятельности губернаторов. А как его добиться, если в муниципалитетах нет чистой питьевой воды (не вспоминая о системе здравоохранения)?

Я также вступаюсь за муниципалитеты: предлагаю инициаторам федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» разработать другую федеральную программу по замене и строительству инженерных сетей в муниципальных образованиях, и это будет в миллион раз полезнее для населения.

Возможно, этому сможет поспособствовать реализация проектов, основанных на местных инициативах, с «повышением гражданской активности, с вовлечением населения в решение вопросов местного значения», и всё такое прочее. На следующий год эта статья в областном бюджете увеличится аж на 10 млн руб, с 40 до 50 (недорого стоит активность населения). Правда, в областном центре, в Костроме, данные проекты организуются кулуарно, даже в ответе на запрос весной этого года городская администрация сообщила, что рассмотрение заявок уже прошло, не сообщив, когда начался приём и отбор этих заявок.

Пожалуй, надо и защитить перед областью самый большой муниципалитет региона: прошу содействовать в продвижении на федеральном уровне проекта берегоукрепления р.Волга, на левом берегу в черте города, – муниципалитет подал заявки в два министерства. Если ещё и область попросит (как выпросила указанные бюджетные кредиты, ведь именно так преподнесено на сайте областной администрации), то успех гарантирован. А нам тут причал строить для крупных теплоходов (пришёл инвестор) и благоустраивать берег по пресловутой федеральной программе современной городской среды.

Заявляю также, что областным властям требуется тщательно контролировать качество нового жилья: Фонд капитального ремонта жалуется на необходимость ремонта ещё новых домов, у которых только-только закончилась гарантия застройщика. Тем не менее летом этого года областные власти гордились, буквально с пренебрежением отчитывались, что уже пять лет с лихвой перевыполняют федеральные планы по вводу нового жилья: «В Костромской области построили около 1,4 миллиона квадратных метров жилья, регион перевыполняет установленный Правительством России показатель по вводу жилья

(около 140 миллионов квадратных метров в год — именно такие объёмы должно составлять возведение жилья в ближайшие несколько лет) — столько же, сколько за предшествующее десятилетие». Это, разумеется, хорошо, но новосёлы уже через пять следующих лет вынуждены планировать капремонт своего дома.

Ещё одна проблема от меня – финансирование социально-реабилитационных центров для детей (приютов), у которых вообще ничего нет, в отличие от детдомов (заодно прошу перенаправить спонсоров от детдомов к приютам). Парламентарии понимающе кивают головой, т.е. с проблемой знакомы — относительно недавно был и круглый стол в облдуме по проблеме работы с детьми в трудной жизненной ситуации, там в общем и целом были озвучены затруднения в работе самих центров. Та же глава Островского района также с сожалением кивает – на территории этого муниципального образования есть такой приют, в одной из деревень.

Разумеется, на это надо выделять средства из бюджета, в котором, учитывая радость отчётов, денег нет. Советую, как и год, и два года назад, выплачивать ежемесячные компенсации на ведение депутатской деятельности по принципу малоимущности, как и всем малоимущим гражданам. Парламентарии об этом помнят, но упорно держат молчание.

Расплывчато объясняют они мне и про областные программы, ряд из которых (из 24 штук) закончит промежуток времени реализации в 2018-2020 г. г., в связи с чем снизятся расходы на данную статью в областном бюджете, с 94,3 до 79,6%. Обещают принять новые.

Ещё одна загадка для самих депутатов – что делать с муниципальными долгами. Как уже было сказано, в ноябре «Костромской области предоставлены бюджетные кредиты из федерального бюджета на общую сумму 6 967,3 млн. рублей под 0,1 процентов годовых. Поступившие средства в полном объеме направлены на замещение банковских кредитов. Федеральная поддержка дает возможность получить экономию на уплате процентов в текущем и следующем году в сумме 715 млн. рублей. В 2017 году ожидается получение ещё одного бюджетного кредита на сумму более 5 млрд. рублей, что даст возможность сократить долю рыночных заимствований в структуре регионального долга до 45 процентов и сэкономить дополнительно ещё 460 млн. рублей в течение 2018 года». Это хорошая подачка сверху регионам, спору нет. Но в обозримом будущем – некоторое облегчение областному бюджету. А, к примеру, в Костроме, в областном центре, бюджетный долг составляет всего 50 млн руб. против 2,7 млрд руб. задолженностей в коммерческих банках. Областные власти разводят руками: «Городское начальство само так захотело – брать в банках под проценты». Сомневаюсь, что именно так обстояли дела: вероятнее всего, у самого крупного населённого пункта области не было выхода (но защищать и оправдывать городские власти я не собираюсь, интересна лишь позиция перекладывания ответственности между двумя бюджетными уровнями), а между тем нынче в Костроме опять не хватает средств на уборку города от снега. Спрашиваю про соотношение задолженностей в иных муниципалитетах. «Оно разное», — отвечают (среди них глава Островского района). «Ну, и как же будет областной бюджет помогать муниципалитетам?» — вновь задаю вопрос. «Ну, не знаем, будем смотреть». Таким образом, за 5 лет регион сможет сэкономить на обслуживании кредитов более 2 млрд. рублей. А города и сёла – пока неизвестно.

У каждого десятого региона долг больше собственных доходов. Но Минфин по доброте душевной, не иначе, спускает трансферты «на сбалансированность бюджета и досрочное погашение обязательств перед банками». Кстати, и местные банки «добрые» — «процентные ставки снижены ими до уровня менее 9 процентов годовых, что существенно ниже рекомендованных банкам условий предоставления кредитов бюджетам субъектов РФ». Областные финансисты заверяют: «Мы сможем применять федеральные бюджетные кредиты не 7, а 12 лет, по выставленным условиям Минфина, которые сможем выполнить». Бодро. И экономика региона носит «восстановительный характер». И доходы граждан выросли на 6,6% (хотя реальные доходы выросли официально лишь на 0,8%). И всё прочее растёт больше, чем в среднем по России. И вообще…

И всё-таки объём доходов будет в 2018 г. 23,6 млрд руб., а расходов – 25,3 млрд.

При всём при том «начиная с 2016 г., постепенно ужесточаются требования к уровню бюджетного дефицита, долговой нагрузке на областной бюджет и структуре долговых обязательств». По этой причине дефицит бюджета на 2018 г. утверждается в размере 1,65 млрд руб., на 2019 г. – 657 млн руб., на 2020 г. – 290 млн руб. Страшно подумать, за счёт чего это произойдёт…

23 ноября закон об областном бюджете на 2018-2020 г.г. был принят в первом чтении.

По материалам сайта КПРФ